Страница обновлена 20.03.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калейдоскоп» г. Данилова Ярославской области

Страница обновлена 20.03.2024
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калейдоскоп» г. Данилова Ярославской области

      Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Помните, в детстве с друзьями мы собирали разноцветные стекляшки и камешки? Это были самые настоящие сокровища. Что с ними только не делали. Прятали их в песке, как секретики, а потом отыскивали, аккуратно складывали в коробочку.
     Ребенок требует новых путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребенку пользу, он должен иметь для него смысл.
     Как же сделать организованную образовательную музыкальную деятельность более интересной, насыщенной и занимательной?
       В своей работе музыкального руководителя, большое место в художественно – эстетическом воспитании детей я отвожу развитию музыкально – ритмических движений, или, другими словами, танцу.
    Это та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
       В связи с заинтересованностью детей к танцевальной деятельности и основываясь на результаты анкетирования родителей, мною была разработана программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Задоринки» для достижения наибольших результатов в области музыкально – ритмических движений.
     Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов и требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, или в точности исполнения элементов танца.
    Для запоминания и усвоения новой информации я  применяю  в работе с дошкольниками мнемотаблицы (технологию моделирования).
    Используя данную технологию, дети за короткий промежуток времени могут выучить простейший танец – экспромт, флешмоб на любой праздник или развлечение. Очень эффективна данная технология с часто болеющими детьми. Работая с мнемотаблицами, я поняла, что дети быстро запоминают элементы движений танца (притопы, пружинка, хлопки и т.д.), но испытывают трудности ориентировки в пространстве (перестроения и передвижения). Стала искать способы решения данной проблемы.
     Наблюдая за детьми во время самостоятельной деятельности в группах, я обратила внимание, насколько дети увлечены игрой с различными мелкими предметами. И я открыла для себя  Камешки-Марблс, которые можно использовать как один из нетрадиционных приёмов на музыкальных занятиях.

Разработала для работы с ними «живые» схемы.

В последствии я этот приём так и назвала- «живые камешки».

Для более удобного обучения и запоминания перестановок в танцах и ориентировке в пространстве мною была придумана и изготовлена «Доска – поле». На данном поле схематично изображён зал (зрители, сцена и кулисы).

 

Дети видят схему перестроений на экране.

Выбирают камешек из той цветовой гаммы, которая представлена на схеме и ассоциируют  себя с ним. 

Переносят схему перестроения на поле и выполняют передвижение камешками.

После того, как перестроение успешно зафиксировано на поле,  дети с лёгкостью определяют своё положение в зале, и реализуют передвижку в реальном пространстве. Дети сами называют работу на доске – передвижками.

 Все передвижения в танце дети запоминают сначала без музыки, затем, когда дети запомнили перестроения, подключаем музыку.

 

Мной, совместно с детьми, были подобраны   картинки, ассоциирующихся с танцевальными движениями для составления мнемотаблиц танцев и схем перестроений танцев, которые я применяю как на музыкальных занятиях, так и в кружковой деятельности.

 

Таким образом, благодаря регулярным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развития двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности. Дети стали более активными и раскрепощёнными, что свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкально-ритмических движений.

 

Танцевальный детский коллектив «Задоринки», руководителем которого я являюсь, стал призёром муниципального конкурса  «В поисках звёздочек».

 

 

Мы частые гости различных конференций и мероприятий муниципального и регионального уровней. 

 

Оценив положительное воздействие инновационных приемов  и упражнений на развитие своих воспитанников, я считаю, что практическая значимость использования нетрадиционного приёма обучения «Живые камешки» на музыкальных занятиях очевидна. Система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать музыкально – ритмические движения. Актуально и целесообразно и дальше продолжать работу по применению данного приёма . Считаю это своей педагогической находкой!

 

Но лично для меня это дидактическое пособие «Живые камешки» стало не просто находкой, а самым настоящим кладом и сокровищем! Которым я поделилась сегодня с вами!

 

Спасибо за внимание!