Страница обновлена 19.11.2023
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калейдоскоп» г. Данилова Ярославской области
Профессия воспитатель нашла меня не сразу. Видимо, так распорядилась жизнь, давая мне возможность подготовиться к самому главному – знакомству с огромным миром детства, любви и добра, где звучит чистый и искренний звук детского голоса.
Рассуждая над данной темой я задумалась, где же мой самый главный и первый толчок? С чего всё началось?
А началось всё с того дня, когда я приняла решение исполнить свою мечту – выучиться на педагога и сменить своё место работы. Вот тогда и был мой первый шаг, моя первая точка роста. Решение было принято твёрдо, но сомнения и страх не покидали. А вдруг не поступлю? А вдруг засмеют, ведь я уже не юная студентка. Но веру в себя вернули мои родные, моя семья, они всегда верили и поддерживали меня в этом решении.
Вторая точка роста – это воплощение принятого решения в реальность, поступление в Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского на психолого-педагогический профиль.
И как распорядилась судьба – я уже воспитатель детского сада. Это моя третья точка роста. И вновь преодоление страха и неуверенности в себе. Моя первая группа, да ещё такие малыши. Как вспомню эту бурю эмоций, что испытывала: страх сделать что-то не так, радость от смеха детей, их интерес, первые слёзы, наши первые совместные игры, наблюдения. К счастью, я попала в дружный коллектив. Опытные педагоги были для меня помощниками, наставниками, учителями и друзьями. Именно в тот период я поняла, что быть воспитателем – огромная ответственность, что такой труд по плечу только тем, кто любит детей и предан своей профессии. Великий педагог Г. Песталоцци сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать», и каждый день я убеждаюсь в его правоте.
Я поняла так же, как важно найти контакт не только с детьми, но и их родителями. Во время работы с родителями, я всегда представляю детский трёхколёсный велосипед. Маленькие дети в первую очередь начинают ездить на трёхколёсном велосипеде, именно на нём они учатся держать равновесие, направлять руль, и крутить педали. Сам ребёнок в данном случае – это переднее колесо, которое поворачивает в нужное направление. Руль – это его интересы, таланты, активы, которые мы, как воспитатели, должны помочь ему найти и раскрыть их, чтобы направить в нужную сторону колесо, и оно будет двигаться в нужном направлении. Для того, чтобы велосипед наш двигался, необходимо крутить педали, т.е. прилагать усилия. Педали – это заинтересованность детей, это его здоровье, знания, которые воспитатель должен развивать и поддерживать. И, наконец, задние колёса: одно колесо – это родители, второе – воспитатель. Чтобы наш велосипед ехал ровно, необходимо, чтобы оба колеса были одного размера. Если сдует шину на одном колесе, или сломается другое, ровной и уверенной езды не получится. Поэтому у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети свой жизненный путь преодолели уверенными в себе, даже если он будет неровный и с кочками. Воспитатель и родители заинтересованы в том, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Для этого нужны все три колеса. Вот такой велосипед у меня возник в голове. При работе с родителями всегда думаю о задних колёсах, мы должны быть всегда на одной позиции, необходимы единые требования и в семье, и в детском саду. Постоянный контакт с семьей позволил мне завоевать расположение и доверие родителей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. И это тоже ступень моего педагогического роста. Для себя сделала вывод: не надо останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно работать над профессиональной компетентностью в общении с родителями.
Для самообразования воспитателя очень важно активное участие в различных мероприятиях разного уровня – пятая ступенька моего педагогического роста. Всё это делает мою жизнь более интересной. Очень значимым стало для меня участие в конкурсе «Педагогический дебют» на базе нашего детского сада. Участвуя в нём, я приобрела много опыта.
Некогда скучать: составляю, придумываю, сочиняю, читаю, учусь, общаюсь, размышляю, оцениваю, примеряю на себя различные роли. Участие в педагогических сообществах – это не только общение с коллегами, но и обмен опытом, получение новых педагогических знаний, что очень помогает в самосовершенствовании.
Шестая точка роста – это прохождение курсов повышения квалификации.
Многие скажут, что просто любить детей – мало. Воспитатель должен быть образованным, информативным, ответственным, обладающий широким спектром психологических и педагогических знаний, который способен найти подход к каждому ребёнку. Это неутомимый труженик, увлечённый своей работой, который находит в себе силы быть любящим, играющим, внимательным, мудрым, жизнерадостным, интересным, вдохновляющим, тактичным, активным, объясняющим, развивающим…
Современный мир – это мир новых технологий, мир, который всё время меняется и развивается, мир, который не знаешь, и не предугадаешь, каким он будет завтра. Именно поэтому стараюсь всегда совершенствоваться и развиваться, находить и применять нестандартные техники в творчестве, в образовательной деятельности. Мы вместе с детьми учимся «идти в ногу» с нашим миром. Поэтому следующая моя точка роста – реализация программ дополнительного образования. Для более продуктивного использования времени стараюсь работу с воспитанниками сделать наиболее содержательной, используя творческий подход, а задания разнообразными, применяя различные формы общения и новые технологии. Прилагаю все силы к тому, чтобы детям на занятиях и в игре было интересно. При такой мотивации активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растет активность, формируется положительный эмоциональный фон. На этих занятиях мы учимся мыслить нестандартно, развивать и формировать эмоциональный интеллект. Воспитатель, увлечённый профессией, осознает свою важность и нужность. Только педагог, способный развиваться, постоянно совершенствоваться, может подготовить детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни. Я согласна со словами знаменитого педагога К. Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока сам учится».
Современный мир диктует нам много требований. И задача педагога -соответствовать этим требованиям. Ведь педагог является одной из самых социально значимых профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Сотворение личности – таково назначение педагога, это является и высшей социальной функцией воспитателя. Воспитатель содействует формированию, как созидателя, всех материальных и духовных ценностей и приобщает подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры. Поэтому стараюсь привить у детей любовь к семье, к окружающему миру. Ведь именно с этого начинается Родина.
У меня ещё мало опыта, но очень много любви к детям. И я понимаю, что опыт придёт со временем, и именно эта любовь к детям помогает мне в работе и в самосовершенствовании. Ещё одной ступенью моего роста стало участие в первом «Слете молодых педагогов» Ярославской области. Слёт подарил мне много различных эмоций, и только положительных, я привезла чемоданчик идей и много разных размышлений.
Каждому педагогу нужно постоянно саморазвиваться. Воспитатель – это больше, чем профессия. Быть воспитателем - это значит быть еще и уникальным актером, который ежедневно придумывает увлекательные истории, как добрый волшебник и помогает детям поверить в чудо. И мне нравится быть таким волшебником!